Методика обучения в школе MLS
Для того, чтобы научиться плавать, необязательно объездить все моря, хватит и бассейна
Если Вы только подбираете курсы иностранных языков, то эта статья Вам будет очень полезна, т.к. даст необходимые практические знания. В случае, если же Вы уже учились на курсах (а то и ни на одних) и продолжаете поиск новых методик, т.к. те, что Вам предлагали, по каким-то причинам Вам не подошли, то данный материал поможет Вам систематизировать выражение Вашего желания: «А что же мне на самом деле нужно?».
Прежде всего, наше преподавание иностранным языкам происходит дистанционно, т.е. по Skype. В таком преподавании много преимуществ, среди них - экономия времени и денег, а это - два самых важных фактора современной жизни. В данной статье мы не продвигаем дистанционные технологии, выбор каждый делает сам. Для нас факт преимущества дистанционных технологий очевиден. Второй аспект нашей деятельности – это индивидуальное преподавание. Мы не работаем в мини-группах, поскольку хотим быть ответственными за результат преподавания, а это, на наш взгляд, достижимо только, когда есть два человека – учитель и ученик и никаких дополнительных барьеров для их успешной коммуникации.
В самом начале деятельности Mobile Language School мы практиковали преподавание иностранных языков по современным учебникам, разработанным носителями языка. Мы не отказываемся от них и сейчас, но за годы работы был сделан однозначный вывод, что только учебников, а также и дополнительных материалов (текстовых, аудио и видео) для того, чтобы человек смог в полной мере овладеть иностранным языком - недостаточно. На наш взгляд, в существующих методиках преподавания не полностью использовался ресурс преподавателя. Преподаватель использовался только лишь, как транслятор учебника и корректор ошибок.
Многие наши клиенты, которые проходили обучение на различных курсах и впоследствии попавшие к нам, неплохо владели иностранным языком, т.е. знали основные грамматические правила и имели неплохой словарный запас. Они могли вести переписку, читать некоторые тексты, но единицы из них были готовы к живому общение. Если еще с преподавателем кто-то мог обменяться парой фраз, то, при неожиданном столкновении с носителем иностранного языка, допустим в аэропорту, на простой вопрос на английском языке, который, в принципе, был понятен, люди не могли дать такой же простой ответ. Они терялись, и выдавливали из себя что-то типа: «My English is not very well. I’m sorry». Вместо того, чтобы наслаждаться знанием иностранного языка, они мучились от своей языковой немоты и продолжали поиски новых методик.
Перед нами встала задача, найти причины недостаточной эффективности массовых методик преподавания иностранных языков, и устранить эти причины.
Мы перебрали множество современных методик, которые не опираются на классические учебники, а имеют свою структуру или свой учебник. Каждая из этих методик утверждает, что только она уникальна и приносит хороший эффект и быстрые результаты. Мы благодарны многим нашим ученикам за то, что они согласились помимо обучения по разработанной для них программе, опробовать на себе какую-то новую методику. Любая из опробованных методик приносила положительный эффект и результаты, но и эффект и результаты во всех случаях были кратковременными. К нашей основной задаче добавилась дополнительная – закрепить эффект овладения иностранным языком навсегда.
Отсмотрев и проанализировав большое количество методик, мы пришли к следующим выводам:
- При интенсивном обучении результат достигается быстрее, но также быстро этот результат уходит, т.е., ученик, овладевший иностранным языком с преподавателем, быстро забывает почти все. Иными словами, речь на иностранном языке не становится его навыком.
- При классической схеме преподавания приходится долго ждать результат. Многие не выдерживают обучения, которое продолжается годами, а у кого-то попросту нет столько времени.
Следующим дополнением к нашей задаче стало – сделать методику такой, чтобы за короткий период, например 6 месяцев, человек продвинулся в изучении языка на два-три уровня, а не на один, как при преподавании по классической методике.
Чудес на свете не бывает, но мы решили эту непростую задачу с ее дополнениями.
Суть решения такова: на наших занятиях мы также продолжаем изучение языка по лучшим современным учебникам, имеющим авторитет во всем мире, но в течение небольшого блока занятия, мы проводим свою программу интенсивного обучения разговорному навыку свободной речи на иностранном языке. Тем самым мы задействуем разные мозговые центры человека, что не приводит к переутомлению на занятии, и позволяет охватить максимально возможное количество материала. Время на занятиях пролетает незаметно, люди забывают о времени вообще. Согласитесь, всем знакома ситуация, когда ученик во время занятия только и посматривают на часы – «скорей бы это кончилось», несмотря на то, что за «это» он заплатил свои деньги. На наш взгляд эта ситуация возможна только лишь из-за неумения преподавателя задействовать мыслительные процессы ученика, а не от какой-то там лени или неподготовленности.
Что включает в себя этот интенсивный тренинг и что он дает? Преподаватель просит ученика произносить различные фразы на иностранном языке по принципу «от простого к сложному». В тренинге используются разработанные нами ключевые речевые модели, которые доводятся до автоматизма. Это так называемые «гаммы», обучаясь которым Вы в дальнейшем сможете «играть музыку любой сложности». Постепенно темп и сложность задания повышается, и у ученика активизируются резервы умственной деятельности, о которых он раньше и не догадывался. Пассивная память постепенно становится активной. Ученик с первого занятия начинает говорить на иностранном языке. Сначала это происходит неуверенно, но от занятия к занятию речь становится более сглаженной и разнообразной. Пройдя обучение по нашей методике вы без труда сможете вступить в диалог с носителем языка.
Благодаря совмещению классической схемы обучения с интенсивным тренингом, скорость обучения вырастает в разы, а речевые модели становятся фундаментом Вашей речи на иностранном языке.
Теперь о нашем лозунге: «Для того, чтобы научиться плавать, необязательно объездить все моря, хватит и бассейна». Не нужно многолетнего штудирования гор учебников, для того чтобы начать пользоваться иностранным языком в любых формах – чтение, перевод, аудирование, речь. Как не нужно увидеть все моря, чтобы научиться плавать. Достаточно сделать это один раз в бассейне, которым в нашей методике являются наши речевые модели.
Все гениальное просто, но чтобы прийти к такому простому решению, нам понадобились годы совместной и согласованной работы наших преподавателей и методистов. Зато сейчас мы с гордостью можем сказать: мы научим Вас иностранному языку! Приходите, будет интересно!